В Астраханском онкологическом диспансере выявлены серьёзные нарушения пожарной безопасности
Печальная история с пожаром в инфекционной больнице в Астрахани должна была научить руководителей других медучреждений обеспечивать меры безопасности, но этого так и не случилось.
Журналисты портала «Площадь Свободы» уже неоднократно обращали внимание общественности на некоторые странности и несоответствия в работе астраханских медучреждений и минздрава в целом. Героем нашего нового материала снова стал онкологический диспансер, об «особенностях» закупок оборудования которым мы рассказывали ранее.
Но на этот раз проблема может оказаться намного серьёзнее, ведь на кону – безопасность пациентов и персонала медучреждения. Учитывая произошедшие в последнее время пожары в Кировской больнице и областной детской больнице имени Н.Н. Силищевой, мы посчитали, что тема не терпит отлагательств.
Начнём издалека. 24 декабря прошлого года в реанимационном отделении инфекционной больницы имени А.М. Ничоги произошёл пожар, в результате которого погибли две пожилые женщины – 69 и 79 лет. Они были пациентками ковидного отделения и скончались, задохнувшись продуктами горения. Источники сообщали, что автоматические системы пожаротушения при возгорании не сработали, а передвигаться самостоятельно погибшие не могли – обе находились на аппаратах НИВЛ.
Впрочем, это не первый случай, когда в инфекционной больнице происходили огненные ЧП: за год до этого в помещении, где хранились кислородные баллоны, произошёл хлопок газа и начался пожар. Тогда пострадал технический работник больницы, получив ожоги рук и левой ноги. Спустя несколько дней там же произошла разгерметизация подводящей к кислородному баллону трубки, отчего другой сотрудник получил травму глаза. По некоторым данным, причиной постоянных проблем могло стать халатное отношение к безопасности.
Однако куда важнее оказались последствия смертельного пожара в декабре 2021 года. Следственный комитет сразу же возбудил уголовное дело по факту нарушений требований пожарной безопасности, позднее обозначив виновником инструктора по пожарной безопасности больницы, который несвоевременно сообщил о возгорании в региональное МЧС. Помимо этого, не был вовремя оповещён о происшествии медперсонал. Суд приговорил мужчину к двум годам заключения в колонии-поселении. И вот теперь заведено уголовное дело на бывшего главврача больницы.
Министерство здравоохранения Астраханской области уже под руководством Александра Буркина заявляло тогда, что неисправности кислородного оборудования в больнице в момент ЧП не было. Кроме того, в августе и в октябре в медучреждении проводились проверки, в ходе которых не выявлялись нарушения в работе систем электроснабжения.
Позднее, в ходе прямой линии губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин сообщил следующую информацию:
«По предварительной версии следствия, произошло возгорание за счет короткого замыкания системы светильников. Бокс был оборудован аппаратом ИВЛ. Кислород подавался в постоянном режиме, произошло моментальное возгорание и спасти жизни больных не удалось. Это, конечно, следствие изношенности той материальной базы, которой сегодня обладают наши медицинские учреждения».
В любом случае, после такого громкого инцидента, прогремевшего буквально на всю страну, региональному минздраву не оставалось ничего другого, как начать проводить проверки. Об этом сообщали наши коллеги из «Пункт-А». Тогда министр лично посетил несколько больниц и ковидных госпиталей, один из которых – Наримановский – даже временно закрыли до устранения неполадок. Поводом послужила вышедшая из строя пожарная сигнализация.
Однако, несмотря на большой ажиотаж, со временем все релизы о проверках в медучреждениях на соблюдение пожарной безопасности исчезли со страниц ведомства.
Прошёл год. И, после ряда пожаров в астраханских больницах, неравнодушный персонал онкодиспансера связался с редакцией портала «Площадь Свободы» и предоставил нам действительно шокирующие данные о том, как обстоят дела с пожарной безопасностью в медучреждении.
Страшная трагедия в инфекционной больнице не даёт покоя персоналу онкодиспансера, ведь, дословно, «если покрутить краны в медучреждении, то воды вы там не увидите», написали нам сотрудники. Выражаясь простым языком, при возникновении возгорания пожарные, не зная о существующей проблеме в учреждении, потратят дополнительное время на поиск альтернативного источника противопожарного водоснабжения, что в итоге может стоить жизни людей.
Данный факт был установлен ещё в январе 2022 года и о нём уведомили и.о. главного врача, по поручению которой были собраны коммерческие предложения и формировалось техническое задание. Но дальше дело не зашло — в июне 2022 года к обязанностям главного врача приступил уже другой специалист. Нам стало известно, что сотрудники онкодиспансера неоднократно сообщали главврачу о различных нарушениях пожарной безопасности, в том числе, по отсутствию воды в водопроводе пожаротушения. Работников действительно беспокоит то, что проблема уже долгое время не решается, а ответственность за происходящее якобы перекладывается на сотрудников.
Здесь стоит отметить один очень важный момент. Несмотря на то, что главный врач назначает ответственных за пожарную безопасность лиц по каждой отдельной зоне онкодиспансера, распорядительной функцией обладает только он. Никто кроме главного врача не может распорядиться об устранении нарушений, но распоряжение – лишь часть работы, ведь требуются средства, соответствующая документация и привлечение специалистов. Может ли обычный бухгалтер, юрист или врач починить водопровод? А если и может, то на каких основаниях и за какие деньги? К примеру, чтобы выполнить сметные работы по проектированию системы пожарного водопровода требуется порядка 2 млн рублей, и это без учёта стоимости проведения государственной экспертизы проекта.
Получить средства на устранение какой-либо проблемы в медицинском учреждении можно двумя способами: из денег, полученных за платные услуги, участвуя в аукционе в соответствии с Законом №223-ФЗ или путём проведения аукциона и заключения контракта в соответствии с Законом №44-ФЗ. По словам сотрудников, до настоящего времени ничего в этом направлении не было сделано.
В любом случае соответствующий запрос либо приказ о выделении средств должен выдать главный врач, который и отвечает за бюджет учреждения.
Причин для беспокойства у персонала хватает и без нерабочего водопровода. До сведения руководства диспансера доводили информацию о нарушении пожарных норм на техническом этаже поликлиники, захламлении подвала бумагами, оборудованием и горючими материалами. Наконец, руководителя на постоянной основе уведомляли о ситуации с курением прямо в здании онкодиспансера, о чём свидетельствовали многочисленные окурки во всевозможных местах.
При этом руководство диспансера неоднократно получало предложения от сотрудников об устранении пробелов в пожарной безопасности. Но многие из них так и остались без внимания, сообщают работники в своём обращении к нам. Разве что всем запретили курить на территории медучреждения соответствующим приказом – но разве кого-то это остановит?
Начавшийся пожар может быстро развиваться, иметь катастрофические масштабы, если будут соответствующие условия, среди которых можно также назвать нерабочую систему пожарного водопровода.
Так кто же понесёт ответственность за жизни людей в случае ЧП — ответственный за пожарную безопасность, не имеющий по факту той самой распорядительной функции (осознаёт ли он до конца всю серьёзность своей должности — пока непонятно), или все-таки руководство онкологического диспансера, которому сообщали о нарушениях с июля месяца?
И самый главный вопрос: когда, наконец, будет устранено это грубейшее нарушение пожарной безопасности в медучреждении? Ведь на кону стоит жизнь людей — астраханский онкодиспансер ежедневно посещает до 2 тысяч человек.
Еще из рубрики: