Под Астраханью археологи раскопали богатую усадьбу времён Золотой Орды

Под Астраханью археологи раскопали богатую усадьбу времён Золотой Орды
Фото
«Площадь Свободы»

Астраханская область таит в себе множество тайн и загадок прошлого.

Поделиться в соцсетях:

Под толщей песков в степях и полупустынях кроются древние сооружения, мавзолеи и мастерские времён Золотой Орды.

Исследованием древностей занимаются археологи, которые часто выбирают наш регион для раскопок. Работа эта – не лёгкая, требует внушительных затрат, как физических, так и финансовых. Но учёные справляются, ведь археология – их призвание, и каждая находка приносит свой вклад в изучение истории.

Журналисты портала «Площадь Свободы» пообщались с известным археологом Пигарёвым Евгением Михайловичем, кандидатом исторических наук, начальником Учебно-научного археолого-этнологического центра Марийского государственного университета. Учёный рассказал нам о своей работе, загадках прошлого и раскопках, которые сейчас ведутся в селе Селитренное в Харабалинском районе.

Археолог Пигарев Евгений

В каких экспедициях Вы обычно участвуете? Куда выезжаете помимо Астрахани?

Селитренное городище – наш основной объект. Тут наша экспедиция работает почти 60 лет, я принимаю участие в исследованиях здесь уже 30 лет. Кроме этого, мы работаем по всей стране, по всей Волге, все южные регионы – Крым, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Астраханская область, Татарстан, Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Нижегородская область.

Выезжаете обычно летом?

Не только летом. В зависимости от задач и целей. Много работы договорной: так, например, ведётся строительство, а по закону положено перед началом работ провести научное исследование, поэтому у нас полевой сезон начинается весной, а заканчивается нередко уже ближе к зиме. Но летом – июль-август – время научных плановых исследований, которые не связаны со строительством.

Мы работаем на постоянных памятниках, одно из которых – Селитренное городище, здесь у нас проходят практику студенты.

Селитренное городище – памятник федерального значения, крупнейший археологический объект РФ, один из крупнейших в мире. Является остатками столицы Золотой Орды – города Сарай. В Средневековье это был один из крупнейших городов Евразии, сейчас это огромный памятник, под государственной охраной находится 2061 га площади, на которой мы ежегодно постоянно проводим исследования.

Раскопки в Селитренном

На вашей памяти, какие самые интересные были находки?

Каждый год даёт нам или какие-то новые предметы, или какие-то сооружения. Ничего конкретного назвать нельзя. Так как мы копаем здесь уже очень долго, ни одно десятилетие, идёт накопление материала, его осмысление, поэтому каждая находка даёт свою информационную толику.

А куда затем попадают находки?

Изначально все находки едут с нами, обрабатываются в Центре университета, потому что кроме нас, археологов, потом с этим материалом работают археозоологи, археоботаники, керамисты, то есть идёт комплексное изучение археологического материала.

Керамика, 14 в., Селитренное

После этого мы по закону обязаны сдавать находки в государственный Музейный фонд РФ. Сдавали и в Астраханский краеведческий музей, и в Археологический музей Института археологии Татарстана, потому что у нас финансирование идёт двойное и от Марийского Университета, и от Института археологии Татарстана. Поэтому смотрим, куда нам их сдать.

Раньше постоянно сдавали в Астраханский музей, но сейчас, так как у нас большая группа специалистов, которые работают вокруг археологии, и все базируются в Татарстане, в крупном научном центре – большая часть находок уходит на обработку туда и остаётся там. Но опять-таки, это Государственный фонд России и никуда материалы не пропадают.

Тарелка, 14 век, Селитренное

Астраханцы участвуют в экспедициях? Ведутся ли здесь ещё какие-то раскопки?

Астраханский государственный университет, Астраханский краеведческий музей часто отправляют специалистов в собственные экспедиции. Экспедиция от музея в настоящее время находится в Семибуграх, копают там поселение, его обнаружили два года назад.

Астраханский государственный университет работает на Селитренном городище, но у них другой объект, он связан с газификацией села. Три года идёт работа по газификации населённого пункта, и так как село находится на территории исторического памятника, то были проведены большие археологические исследования. Мы свою часть завершили, отряд астраханцев и представителей московских организаций в этом году заканчивают свой раскоп.

Здесь у нас сейчас две экспедиции. Тот раскоп, который мы проводим в настоящее время, мы начали ещё в 2017 году, но два года пандемии сказались, студентов было запрещено вывозить, поэтому работы не велись.

Раскоп усадьбы, 14 век, Селитренное

Отмечена ли тут деятельность «черных копателей», разрушают ли памятники археологии пока вас нет?

Во-первых, мы делали консервацию, во-вторых, городище все равно охраняется – местные жители за этим смотрят, мы работаем давно, жители знают нас и то, что что есть такой памятник. Помогают нам в охране.

Можете подробнее рассказать историю Селитренного городища?

Впервые здесь начали вести раскоп в 1966 году. Тогда во время разведок и осмотра территорий городища специалисты нашей экспедиции обратили внимание, что на этом участке очень много стекла. Было высказано предположение, что здесь находилась мастерская по изготовлению стеклянных изделий. И в 1967 году тут был развёрнут один из первых археологических лагерей для раскопов.

Раскопки велись, правда, всего лишь 1 год, затем исследователи перешли на другие участки. Здесь были обнаружены остатки стекломастерской, но работы на этом закончились.

Плинфа, 14 век

В 2017 году у нас появилась плановая тема в Институте археологии Республики Татарстан – изучение стеклодельного производства в Золотой Орде. Мы вспомнили о том, что здесь был подходящий раскоп в 1967 году и привязались к этому месту.

До 2019 года мы копали эти участки, но сейчас они уже засыпаны. Помимо производственных объектов, у нас вышел ещё и усадебный дом, который мы сейчас и расчищаем. Это огромный дом, пока у нас раскрыта третья часть его площади. И он уходит дальше.

Здесь находилось порядка 30 комнат. Дом был оборудован системой отопления и канализацией. Там имелась ванная комната, на выходе из которой располагалась печь для нагрева воды. Сейчас мы даже видим сажу на этом месте. На полу ванной комнаты выложена плитка. В настоящее время идёт исследование жилой зоны, также продолжаем исследование мастерской. Все находки принадлежат XIV веку, если точнее – 30-70 гг.

Усадьба, 14 век, Селитренное

Сколько у вас в среднем длится экспедиция?

Сейчас, конечно, достаточно короткая экспедиция – всего две недели, потому что идёт студенческая практика. На следующий год мы надеемся, что студенческие практики продлят до 4-х недель, как было раньше – министерство образования уже одобрило этот запрос. Как закончится экспедиция, мы снова прикроем всё, законсервируем объекты до следующего года.

В экспедиции принимает участие около 20 человек, но надеемся, что будет больше, когда сроки увеличатся. Раньше было и 40, и 50 человек, работали по месяцу, по полтора, вскрывая большие площади.

Новых старинных предметов пока не находили?

Есть керамика, есть монеты, всё в обработке пока. Важно, что в этом году мы работаем не просто по программе студенческой практики Марийского государственного университета, мы выиграли грант Российского исторического общества «Фонд истории Отечества», который финансирует наши работы. Гранты выиграли всего 18 организаций, нам очень повезло.

Медные монеты, 14 век, Селитренное

Если в этом году мы докажем, что хорошо работаем, и покажем результаты, значит нашу деятельность будут финансировать и дальше. Через неделю должен приехать директор общества, посмотреть, как используются их средства, оценить потенциал памятника, стоит ли его исследовать и финансировать. Деньги на организацию экспедиций и исследования идут не из бюджета Астраханской области, а именно: или по системе образования, или благодаря грантам.

Если среднестатистический астраханец находит что-то в своём огороде, на своей земле, куда он должен обратиться в первую очередь?

Было бы правильнее и честнее обратиться в Астраханский краеведческий музей к специалистам, потому что это история региона. Если материал будет лежать на полке без исследования, то пользы не принесёт, а вот специалист сможет оценить находку и сказать, что она из себя представляет. Каждая такая находка открывает новые страницы нашей астраханской истории, которую мы в действительности достаточно плохо знаем.

Плитка на полу ванной комнаты, 14 век, Селитренное

Попадали ли Вы во время экспедиции в неблагоприятные погодные условия?

Мы зависим от природы и ничего не можем с ней сделать. Поэтому бывали дожди, ураганы, такая жара, что дышать невозможно. В этом году лето гуманно к нам, раньше было жарче.

А когда происходит пыльная буря, куда можно спрятаться на открытой местности?

Обычно при наступлении непогоды люди сидят в палатках в роще неподалёку, ждут, пока непогода закончится.

Лагерь, Селитренное

Как вы обеспечиваете себя водой?

Рядом река Ахтуба, плюс ещё из села привозим водопроводную воду, закупаем в магазинах.

Когда работы закончатся, раскопки будут огорожены или как-то обозначены?

Мы бьёмся за музеефикацию, чтобы можно было огородить место раскопок. На днях должно быть проведено совещание в областном минкульте. Посмотрим, чем дело закончится. Боюсь, что в очередной раз ничем.

Мы знаем, что раскопки ведутся также в Лапасе, где были обнаружен мавзолей? Так ли это?

Напротив села Лапас находится крупнейший в Евразии сакральный комплекс золотоордынского времени, где по разным источникам похоронены ханы Золотой Орды – огромный город мёртвых. Там остались руины мавзолеев, различных конструкций, связанных с погребальными традициями. Площадь этого памятника огромна – порядка 400 га.

Нам известно порядка 20 различных объектов, которые погребены под землёй и ни разу не копались. В этом году впервые состоялись археологические раскопки одного из крупнейших мавзолеев. Раскопки проводятся под руководством руководителя Института археологии Республики Татарстан Ситдикова Айрата Габитовича.

Там сейчас стоит отряд магистрантов, студентов казанского университета, мы помогаем проводить работу. Для того, чтобы подойти к археологическим раскопкам, мы несколько лет исследовали этот памятник неконтактными методами, то есть с применением современных технологий, которые в Астраханской области нигде больше не применялись.

Усадьба, 14 век, Селитренное

Мы с коллегами из Самары, из Роскосмоса проводили работы по программе ДЗЗ – дистанционного зондирования земли, потом несколько лет подряд открывали участки под магнитометрические исследования, то есть приборные исследования. В прошлом и этом году впервые на юге России применили такую технологию как «Лидар» (технология измерения расстояний путем излучения света (лазер) и замера времени возвращения этого отражённого света на приёмник – прим. ред.).

Мы в течение нескольких лет готовились к выходу на этот объект с помощью археологии. Археологи всегда знали о том, что там находится некрополь – из источников и старинных документов. Точно неизвестно, кто именно там похоронен, и узнаем ли мы это – большой вопрос. Но, в любом случае, там похоронены великие люди, значимые личности, поскольку это огромные сооружения и сам комплекс огромный.

Задача стоит такая: обнаружить руины достаточной сохранности, чтобы их можно было исследовать, и тогда поднимать вопрос о музеефикации памятника и создании на базе лапасского некрополя современного музейно-мемориального комплекса для дальнейшего изучения. По сути, этот комплекс – одно из святых мест для европейского ислама. Если руины будут достаточно сохранены, чтобы показывать их туристам, то это будет огромный туристический поток для паломнических путешествий. Сюда хотят попасть и из Средней Азии, и из Казахстана – тех стран, где ислам основная религия.

Усадьба, 14 век, Селитренное

Вы начальник экспедиции и в Лапасе, и в Селитренном городище, и ещё на многих объектах?

Поскольку я являюсь сотрудником Института археологии Республики Татарстан, то я ответственный по программе изучения золотоордынских городов Поволжья. Здесь, на Селитренном городище – я начальник экспедиции, в Лапасе – консультант. Но мы работаем совместно.

У нас в Астраханской области есть два огромных объекта, которые напрямую можно запускать под туристические цели. На самом деле, объектов ещё больше в области, но чтобы внести их в туристическую индустрию, нужно, чтобы они отвечали необходимым требованиям. Одно из основных – доступность. Если объект красивый и уникальный, но до него не добраться, то он, к сожалению, в программу не попадает. Здесь мы сразу имеем на одном отрезке пути прямо по трассе сразу два объекта – они доступны и исследованы, мы можем их объяснить туристу.

Беседа с археологом Пигаревым оказалась не только интересной, но и вскрыла некоторые проблемы нашего региона. Как оказалось, несмотря на то, что экспедиции на Селитренное городище проводятся около 60 лет, историей этого места никак не заинтересовались местные власти. Учёные с огромным опытом работы, знающие об истории Астраханской области и Золотой Орды буквально всё, что только можно на сегодняшний день, ни разу не были приглашены даже к детям в местные школы, а ведь вспомнить свои корни никому бы не помешало.

Пока власти делают упор на развитие сотрудничества с другими прикаспийскими странами, развивая внешнеполитическую стратегию, они забывают, что Астраханская область полна исторической памяти, которая легко может привлечь туристов из разных регионов. Надеемся, что археологи смогут добиться своих целей и показать правительству, что регион заслуживает того, чтобы о его истории помнили, чтили и гордились.

Ведь, забывая своё прошлое, мы никогда не построим будущее.


Еще из рубрики: