Врачи бьют тревогу: новый приказ Минздрава грозит оставить без лечения половину смертельно больных

Врачи бьют тревогу: новый приказ Минздрава грозит оставить без лечения половину смертельно больных
Фото
Соцсети

Оптимизация или деградация?

Поделиться в соцсетях:

С 1 января 2022 года в России действуют новые правила оказания медпомощи онкобольным. Теперь такие больные не могут выбрать медучреждение, число специалистов резко сократилось, а частники – полностью исключены из системы здравоохранения. Этот алгоритм направлен только на одну цель – экономия средств федерального бюджета, но никто не берёт в расчет, что эта позиция может ухудшить ситуацию в ряде регионов России. Онкологи предполагают, что помощь в России будет отброшена на 20 лет назад.

Медицинское сообщество и благотворительные организации неоднократно выступали против изменений, даже создали петицию, указав на ошибки, которые могут разрушить систему оказания помощи онкобольным, как, например, ликвидация одного из институтов лечения больным раком. Под документом подписались директор Института клинической эндокринологии Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Галина Мельниченко, главный онколог ФМБА РФ Анна Кедрова, глава фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова и многие другие. Однако все доводы медиков оказались бесполезны – федеральный Минздрав никак не отреагировал на заявления, оставив всё без изменений, сообщает URA.RU

Новый порядок фактически сокращает число медорганизаций, которые могут помогать онкобольным, и, как следствие, уменьшает количество людей, которые смогут получить помощь. Кроме того, он подразумевает определенное деление медучреждений на подходящие и неподходящие для онкобольных.

Для определения тактики лечения в обязательном порядке требуется консилиум врачей из медорганизаций, в которых одновременно есть отделения хирургии, противоопухолевой лекарственной терапии и радиотерапии. Эта формальность приведёт к дополнительной трате сил, денег и, самое главное, времени, которого катастрофически мало у онкобольных. Кроме того, из системы исключаются многопрофильные и узкоспециализированные клиники. При этом далеко не всегда требуется присутствие всех трех отделений.

Опасно и запланированное появление Центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), которые заменят собой первичное онкологическое отделение, кабинеты онкологов в государственных и частных поликлиниках. Нововведение также искусственно ограничивает конкуренцию, что влияет на качество оказания помощи.

По новым правилам о маршрутизации онкопациентов, у них фактически отнимается выбор права, где проходить лечение. С этого года региональные министерства здравоохранения обязаны создавать специальные комиссии, которые и будут решать, куда отправить пациента за счет ОМС.

Однако есть риск, и он вполне обоснован, что региональные минздравы «лишь в исключительных случаях» станут тратить деньги территориальных фондов ОМС на оплату дорогого лечения в крупных городах.

В отдалённой перспективе все эти нововведения ведут только в одном направлении – к росту смертности среди больных раком, полагают специалисты. Проблема не в том, что лечение онкобольных пытаются оптимизировать, а в том, что не обращают внимания на существенные недостатки, отказываясь дорабатывать нововведения.

Что теперь будет, и к каким последствиям приведёт, остаётся только догадываться. В попытке сделать лучше, снова получается «как всегда», но в этот раз ценой ошибки могут стать человеческие жизни. А на фоне того, насколько увеличилось количество онкологических заболеваний и пациентов с ними, эта проблема актуальна, как никогда.


Еще из рубрики: