Мы решим всё завтра: министерство обещает наладить работу маршруток, обвиняя во всём перевозчиков

Мы решим всё завтра: министерство обещает наладить работу маршруток, обвиняя во
Фото
«Площадь Свободы»

Ответ профильного ведомства не заставил себя ждать, но информация оказалась весьма и весьма неоднозначной

Поделиться в соцсетях:

Пока вся Астраханская область кипит от негодования от того, что более 100 пригородных маршрутов до конца июня прекращают пассажирские перевозки (уже не работает 13), министерство транспорта предпочло не комментировать происходящее. Однако после того как, пожалуй, только ленивый астраханский журналист не написал про ситуацию, ведомство сменило тактику и перешло в активное наступление.

Согласно официальному релизу ведомства, «группа перевозчиков, работающих на территории области, не только не хочет менять свой потребительский подход к бизнесу и модернизировать подвижной состав, но и всячески саботирует реформирование отрасли». Представители минтранса заявляют, что перевозчики поступают таким образом, чтобы не допустить «вход на рынок новых более социально ориентированных участников». Более того, в адрес перевозчиков прозвучали обвинения в том, что именно они обратились в УФАС с требованием проверить, как проходят конкурсы, с помощью которых и выбирают тех предпринимателей, которые будут заниматься пассажирскими перевозками.

Ещё более странно звучат слова о том, что завтра общественный транспорт возобновит работу в сельских районах. Напомним, релиз опубликовали 15 июня, когда на рейс не вышло 13 маршрутов, обслуживающих, в том числе, Яксатово, Фунтово, Харабали, Тишково, Лиман и другие. На сегодняшний день ситуация не изменилась. Возможно, каждый день придётся перечитывать этот релиз, чтобы уж завтра точно всё сделали.

16 июня перевозчики снова собрались, на этот раз у здания министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области. В сетях даже проскользнуло сообщение, мол, «маршрутчики набирают людей на митинг», хотя, на самом деле, речи об этом не шло – люди просто пришли за ответами, что же им сейчас делать в профильное ведомство.

Дамир Булатов – индивидуальный предприниматель, заместитель председателя Общественного совета в области перевозок и, собственно, занимающийся пассажирскими перевозками астраханец, рассказал нам другую версию событий. Обо всём по-порядку.

Во-первых, никакого саботажа не было и быть не могло. Перевозчики как раз и выступают за то, чтобы все конкурсные процедуры проходили на законных основаниях, не пытаясь «под чёрным флагом» совершать поездки за сумму, в несколько раз выше обычного тарифа. Поэтому непонятно, в чём проявляется их потребительский подход, о котором говорят в ведомстве.

Если говорить о том, что, возможно, ведомство подразумевает тот факт, что автомобили перевозчиков недостаточно новые, то здесь тоже не может быть проблем: все они прошли техническое обслуживание, достаточно современные и соответствуют необходимым критериям.

Министерство снова сообщает о том, что грядёт транспортная реформа, в рамках которой закупят новые автобусы, создадут новые маршруты и всё такое прочее. Но что делать прямо сейчас? Кроме того, сейчас из-за санкций возникли новые проблемы, ведь большая часть запчастей, в том числе двигателей на автомобили, - импортного производства.

Если раньше приобрести новый автобус можно было в пределах 2,5 млн рублей, то теперь – не менее, чем за 5 млн. Умножим эту сумму на более чем 500 маршрутов – получится огромная сумма, собрать которую едва ли удастся до «завтра».

Теперь по обращению в УФАС. Дело в том, что заинтересовались действиями минтранса не только в указанном ведомстве, но и в областной прокуратуре, возбудив около 10 административных дел. Если бы при проверке не было обнаружено нарушений со стороны министерства, то от них пришёл бы логичный отказ от возбуждения дела.

Интересно, что перевозчики оказались крайними и для той, и для другой стороны: в министерстве транспорта их обвиняют в том, что они пошли жаловаться в УФАС, а УФАС и облпрокуратура – в том, что маршрутчики сговорились с министерством. Замкнутый круг, получается. Но ведь перевозчики – не враги себе. Зачем идти жаловаться, если это может повлечь огромные штрафы и новые проблемы? Логики в этих умозаключениях, к сожалению, редакции портала «Площадь Свободы» найти не удалось.

Отметим, что эта проблема возникла не вчера. Вот уже полгода перевозчики штурмуют министерство транспорта, пытаясь добиться ответа на вопрос, что им, в конце концов, делать, и как решать эту проблему. Аргумент «решим на днях» уже не работает – и так было потрачено огромное количество времени, за которое так и не удалось найти выход.

История началась задолго до нынешнего коллапса – ещё в 2015 году. Тогда минтранс допустил ошибку, оформив пригородные маршруты как регулируемые. Это обязывает проводить торги и заключать муниципальные контракты на осуществление пассажирских перевозок. Однако, министерство решило не проводить конкурс, надеясь, по всей видимости, что и так сойдёт. Но не сошло: именно отсутствие торгов и вызвало подозрение со стороны УФАС, которое выяснило, что необходимые по закону процедуры проведены не были.

Впоследствии, с декабря 2021 года минтранс проводил конкурсы, чтобы обеспечить перевозку пассажиров на данных маршрутах, временно продлевались карты. Однако сейчас ситуация накалилась до предела: у большинства перевозчиков срок действия карт заканчивается 29 июня этого года, а у кого-то закончился уже 15 июня, но вот продлить их Минтранс уже не может.

А ведь решение было предложено минтрансу самими перевозчиками, и неоднократно: нужно было вовремя принять документ планирования, перевести данные маршруты в разряд нерегулируемых, а также провести торги. Однако тогда этого не было сделано. Теперь все оказались в засаде, и решить проблему в короткий срок уже невозможно.

Заместитель министра транспорта Алексей Чепяков, которого на днях на несколько минут, всё же, удалось подловить астраханским журналистам, перевозчикам и местным жителям, тоже изложил свою версию событий. По его словам, в 2011-2012 годах заключались договоры на регулируемые тарифы сроком 10 лет. Затем вышел Федеральный Закон от 13.07.2015 г. №220-ФЗ, который полностью изменил правила заключения договоров, предусматривая проведение закупки и субсидирование со стороны государства. Минтрансом данные договоры были продлены до 29.06.2022 года по одним маршрутам, и до 14.06.2022 года — по другим. Планировалось сделать изменение перевозок с регулируемых на нерегулируемые для последующей выдачи свидетельств. Но к сожалению, никто из присутствующих на собрании, так и не понял, что не позволило сделать это.

По некоторым данным, под угрозой из-за сложившейся ситуации уже оказались не только перевозчики, не только сельские жители, но и даже автовокзал Астрахани, которому теперь будет проще навесить амбарный замок и закрыться на неопределённый срок. А это несёт свои издержки – кто будет платить зарплату людям, работающим там? Кто будет отвечать за то, что люди останутся без работы в такое сложное время?

Пока «ищут» решение проблемы, всё ближе конец июня, когда перестанут работать все пригородные маршруты, а их более 100 в регионе. Ещё более страшной кажется перспектива, что перевозчики «психанут», перестанут бороться за свои права и права своих земляков и пойдут работать в другое более благодарное направление. Даже если чудо случится, и новый транспорт свалится на Астраханскую область как манна небесная, водить его будет некому – все уйдут в бизнес, про который так часто напоминают водителям в минтрансе!


Еще из рубрики: