Уголовный кодекс как инструмент давления на неугодных?
К вопросу правоприменения статьи 282 УК РФ на примере блогера из Астрахани Александра Тукаева.
С важностью данной статьи, карающей за разжигание розни путем публикаций, унижающих группы лиц, национальности или социальные группы, не спорит, наверное, никто. За призывы уничтожать, подвергать презрению и матерые оскорбления наказывать нужно. Вопрос в другом — в том, как эта статья зачастую применяется на практике. Порой ее применение необоснованно и излишне. Нередко возбуждение дела по части первой данной статьи становится инструментом для удаления из медиапространства тех, кто раздражает власть манерой публикаций и высказываний. Примеров тому по нашей стране уже немало и каждый желающий может, потратив немного времени, покопаться в интернете и найти их. В данном случае рассмотрим один из свежих — в сентябре было возбуждено уголовное дело в отношении астраханского блогера Александра Тукаева. По той самой 282-й части первой — об этом стало известно информационно-аналитическому порталу «Площадь Свободы».
И было бы вполне резонно и понятно, если бы дело завели за конкретное разжигание розни. За конкретные призывы против кого бы то ни было. Но публикация, ставшая основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Тукаева, а точнее — ее перепост с небольшим собственным комментарием, вызывает недоумение.
Сегодня сам блогер опубликовал фото Постановления о возбуждении против него уголовного дела по статье 282 ч.1 УК РФ. Так в чем же его хочет обвинить принимавший решение о возбуждении дела следователь Следственного Управления СО по Советскому району?
Цитируем текст Постановления: «Тукаев А.В. ..., находясь по адресу... , используя неустановленное электронное устройство разместил пост, состоящий из видеозаписи и подписи к видеозаписи, на которой указано, что в Италии мигрант решил пристать к маленькой девочке. Местным жителям это не понравилось, вследствие чего они начали избивать мигранта (далее следует адрес размещенной в интернете публикации — примечание автора)».
То есть, по большому счету, имелась некая публикация про некоего педофила, не гражданина Италии и недовольства его действиями местных жителей. Тукаев, которому, как и большинству нормальных людей, мужчин в частности, противно такое явление как педофилия, решил перепостить данную публикацию на своей странице в социальной сети Фейсбук. В назидание другим. Дабы педофилы понимали, что их действия никогда не будут приемлемыми для любого нормального общества. И снабдил репост своим небольшим комментарием. Причем видео не было непосредственно озаглавлено блогером.
Результатом выражения Тукаевым своего отношения к инциденту с педофилом (дело происходило в Италии — примечание автора) посредством репоста материала о произошедшем стало... возбуждение уголовного дела в отношении самого А.Тукаева. Что называется, «приплыли»...
Что же конкретно хотят вменить в вину блогеру? Возвращаемся к тексту Постановления о возбуждении уголовного дела: «...В дальнейшем Тукаев, имея умысел на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», осознавая общественную опасность и преступный характер своих действий и желая этого ... разместил ... ,являясь пользователем социальной сети Фейсбук, зарегистрированным под именем «Александр Тукаев» ... озаглавил размещенную им видеозапись следующим образом: «Молодцы итальянцы. С этими обезьянами только так».
Занавес опускается...
Читая текст постановления, недоумеваешь. Что имел ввиду следователь, когда выносил решение о возбуждении дела? Унижение достоинства «социальной группы «педофилы» (а именно о педофиле размещенный Тукаевым репост — примечание автора)? Какую национальность унизил блогер? При всем желании — ну не найти в его комментарии унижения тех же итальянцев... А может он унизил обезьян? Ведь как он написал — «с этими обезьянами только так...» Ах да, может он призвал кого-либо бить, уничтожать? Опять мимо кассы.
К лингвистическому исследованию ЭКЦ УМВД России по Астраханской области также есть у общественности вопросы. Интересно, каким образом и на основании чего сделан вывод о том, что (снова цитируем Постановление о возбуждении уголовного дела): «В представленных на исследование материалах имеются высказывания, содержащие положительную оценку действий, осуществляемых представителями группы лиц, объединенных по национальному признаку «итальянцы», направленных против представителей группы лиц, обладающих общим признаком «мигранты» и связанных с насилием и причинением вреда»...
Да, Тукаев бывает резок в своих высказываниях. Порой даже очень. Но подводить под уголовное дело «на пустом месте» — это уже слишком...
Автор: Игорь Глуховский
Еще из рубрики: