«Сахара» Нижнего Поволжья растёт. Есть ли надежда на спасение?
Состояние почв в некоторых регионах подходит к красной черте
Деградацию почв отчётливо можно увидеть, проезжая по трассе Волгоград- Астрахань-Элиста. А зачастившие пыльные бури в Астраханскую область тому доказательство.
Астраханские соседи не теряют времени даром.
Ученые Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова (КалмГУ) разработали технологию восстановления деградированных из-за опустынивания земель.
Возьмут ли этот пример для внедрения другие регионы или разработают что-то свое — время покажет. Но действовать надо незамедлительно.
Ученые КалмГУ над проектом трудились много лет в желании способствовать восстановлению потерянных земель и обеспечению на них прироста продукции.
Одна из нынешних проблем, не позволяющая осуществлять масштабное улучшение деградированных пастбищ, трудности в обеспечении нужных объемов качественных семян. Предложенная технология способна наладить высокое производство семян кормовых растений, в отличие от дикорастущих, которые сейчас являются основным источником.
Ученые продолжают работы по развитию технологии механической очистки и доработки семян до высоких посевных кондиций. А Центр семеноводства кормовых культур-фитомелиорантов, открывшийся при КалмГУ, взял на себя работу по созданию новых сортов растений, подходящих для промышленного агрохозяйства и улучшающих качество почвы.
Используемая сельхозтехника в жарком климате в условиях пустынь, полупустынь или сухих степей не очень подходит. Замечено, что она наносит вред растениям и почве. Поэтому учёные разработали специальную малогабаритную сеялку, которую защитили патентом РФ. Теперь благодаря этой разработке большего эффекта можно достичь при посадке прутняка, камфоросмы и терескена.
Конвенция ООН «Повестка дня на XXI век» 1992 года отмечает одну из важных задач устойчивого развития — борьбу с опустыниванием земель и засухой. Однако, за тридцать лет земли южного региона России стали только хуже. Почвы за последние десятилетия подвержены физической, химической деградации, связанной с отрицательным балансом питательных элементов.
По Астраханской области за этот период отмечается деградация сельхозугодий, изменение и опустынивание климата. Это хорошо только для ралли-рейдов. Особенно это заметно по правобережью Волги: Наримановский, Енотаевский, Черноярский районы, с пустыми ландшафтами и голыми возвышенностями. Песчаные пейзажи Наримановского района — это около 70% территории муниципалитета.
Чиновники связывают деградацию растительного покрова с грабительской эксплуатацией естественных пастбищ и бездействием в части восстановления покрова, но при этом внимание не акцентируется на массовом грабительском снятии верхнего слоя почвы техникой даже рядом с городом.
Природно-климатическая зона, малое количество осадков, ветра — приводящиеся примеры для оправдания. Однако, развитие техники и технологий в нашем современном мире и их применение показывали пример и создания оазисов в пустынях. Например, территория Израиля, где пустыню превращают в край полей, виноградников и садов; пустыня Му-Ус, где развили сельское хозяйство, а леса занимают почти 35% прежней пустыни; а история Арабских Эмиратов — самая известная победа над пустыней, потому что вопросы озеленения регулируется на государственном уровне.
Как сообщали наши коллеги из «Пункт-А», в настоящее время ФНЦ агроэкологии РАН разрабатывает практические рекомендации для Астраханской области по борьбе с опустыниванием. В регионе начали стимулировать кормопроизводство, выращивать люцерну. Предполагается, что в скором времени в мелиорацию будут вложены серьезные денежные средства.
Отметим, что астраханские власти ежегодно отчитываются, что борьба с опустыниванием идет полным ходом и деньги тратятся. Только не становится ли наш регион при этом все больше похожим на Сахару?
Еще из рубрики: